Историческая справка

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ  НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Из сведений Центрального государственного архива Мордовской АССР:

«В документах архивного фонда Министерства  здравоохранения  Мордовской АССР,  в книге приказов Минздрава по основной деятельности за 1947 – 1952 годы приказа об организации Бюро судебно-медицинской экспертизы не имеется.

В документах архивного фонда Совета Министров Мордовской АССР за 1952 год Постановления об организации Бюро судебно-медицинской экспертизы  также  не имеется».

Первые записи, свидетельствующие о судебно-медицинской деятельности на территории Мордовия, относятся к 1938 году.

Регистрация экспертиз производилась в «Книге для регистрации судебно-милицейско-медицинских исследований трупов» и «Книге учета осмотра живых лиц». Составлявшиеся при этом документы отличались своей примитивностью и краткостью изложения. В ряде случаев свидетельства о смерти выдавались на основании  только  наружного осмотра трупов.

Обслуживание г. Саранска обеспечивалось работой одного судебно-медицинского эксперта, который располагался в морге Республиканской больницы, исполняя одновременно и обязанности патологоанатома. В районах республики судебно-медицинские экспертизы выполнялись врачами-совместителями, не имевшими специальной подготовки в области судебной медицины. Производство экспертиз трупов ограничивалось лишь вскрытием мёртвых тел без применения лабораторных (гистологического, химического и пр.) исследований.

В 1951 году приказом Минздрава Мордовской АССР в целях улучшения судебно-медицинской службы были утверждены штаты межрайонных судебно-медицинских экспертов в количестве 12-ти и определены районы обслуживания (в скобках указаны районы обслуживания):

1. Ардатовское (Ардатовский и Козловский районы);

2. Атяшевское (Атяшевский, Дубенский и Чамзинский районы);

3. Большеберезниковское (Большеберезниковский  и Кочкуровский районы);

4. Зубово-Полянское (Зубово-Полянский, Торбеевский и Ширингушский);

5. Краснослободское (Краснослободский, Ельниковский и Атюрьевский);

6. Ромодановское (Ромодановский, Ичалковский и Ладский районы);

7. Старошайговское (Старошайговский,  Старосиндровский и Мельцанский);

8. Темниковское (Темниковский, Пурдошанский и Теньгушевский районы);

9. Ковылкинское (Ковылкинский и Рыбкинский районы);

10. Инсарское (Инсарский, Кочелаевский и Кадошкинский районы);

11. Рузаевское (Рузаевский и Болдовский районы);

12. Саранское (г. Саранск, Саранский и Лямбирский районы).

В это же время Республиканскому судмед. эксперту был выделен один кабинет в помещении морга Республиканской больницы и поручена организация судебно-химической лаборатории. Отдельного помещения для амбулаторного приема потерпевших не было.

При 17-ти ЦРБ морги совершенно отсутствовали. Исследования трупов здесь производились в неприспособленных помещениях (ванные комнаты и т.п.), что, безусловно, противоречило правилам санитарии. Морги имелись только в 12-ти ЦРБ, однако половина их ни в коей мере не соответствовали своему назначению, так как представляли из себя ветхие, худые сараи площадью 8-10 кв.м с недостаточным естественным освещением и плохим отоплением, где кроме стола, никакого оборудования не имелось. В таких моргах, особенно в зимнее время, исследование трупов производить было почти невозможно.

В Постановлении СНК СССР от 04.06.39 г. за №985, приказах Министра здравоохранения СССР №357 от 04.09.47 г. и №82 от 16.02.48 г., а также в приказах Министра здравоохранения РСФСР №731 от 23.02.49 г. и №266 от 04.06.52 г. подчеркивалось «большое значение судебно-медицинской службы для государства в деле надлежащего отправления правосудия». В этих документах говорилось о создании необходимых условий для работы судмед. экспертов, предоставлении им моргов и помещений для амбулаторного приема. Во исполнение вышеуказанных приказов в целях улучшения работы судебно-медицинской службы Минздравом Мордовской АССР был издан приказ № 582 от 29.09.51 г., где главным врачам районных больниц было указано на необходимость капитального ремонта моргов,  а  где  их нет – приспособления имеющихся помещений для работы в зимних условиях, снабдив их необходимым инвентарем и оборудованием. Однако ни один из пунктов данного приказа выполнен не был: в 1951-52 годах не было построено ни одного морга, не производился капитальный ремонт существующих помещений. Далеко недостаточным для работы было и оборудование в г. Саранске, в частности — не было микротомов для производства гистологических препаратов, термостатов, пишущих машинок, микроскопов и т.д. В августе 1952 года была начата работа по производству гистологических исследований, но к концу этого же года из-за отсутствия реактивов исследования были прекращены.

Ощущалась острая нужда в специалистах. Служба была укомплектована основными штатными работниками всего на 20%, что отрицательно отражалось на качестве проводимых экспертиз. К этому времени были выделены штаты для медицинской  лаборатории: 1 ставка судебного химика, 1 ставка эксперта-биолога, 2 ставки лаборанта и 1 ставка санитара. Физико-технические исследования не проводились, лишь в 1961 году было организовано физико-техническое отделение. До этого времени существовала только фотолаборатория. Судебный химик проводил в основном качественные реакции на наличие ядовитых веществ и  этанола. В судебно-биологическом отделении, организованном в 1952 году, до 1955 года работали совместители, проводя экспертизы только на наличие крови, спермы, определение вида крови и ее группы, наличие же крови и спермы производилось лишь ориентировочными реакциями.

Чрезвычайно слабая укомплектованность межрайонных отделений судебно-медицинскими кадрами приводила к частым выездам в районы республики из г. Саранска, что было весьма затруднительно, т.к. бюро располагало одной автомашиной «Москвич». Поэтому  эксперты добирались до  района  зачастую  на попутном  транспорте, поездах и даже конным транспортом.

Весьма скудной была смета расходов на нужды бюро. Сохранившиеся сметы ярко свидетельствуют об этом: в 1959 году службе было выделено всего 38120, а в 1960 году —  39500  руб. (И только в 1987 году впервые смета была увеличена до 247500 руб.).

В 1964 году на развалинах котельной Республиканской больницы было построено собственное здание бюро общей площадью 120 кв.м.

В связи с постоянно увеличивавшимся объемом работы с 1961 года стала активно проводиться работа по увеличению штатных единиц врачей, среднего и младшего медицинского, а также административного персонала. За период с 1964 по 1987 годы штаты бюро в соответствии с нормативами увеличились на 81,5 единицы  (в 1964 году было утверждено 44 должности, численность врачебного персонала составляла 7,5 ставок, из них 4,5 – эксперты; а в 1987 году — 200,5 должности, врачей — 42 ставки, из них 16 – эксперты). Количество должностей среднего медперсонала за указанный  период увеличилось более чем в 5 раз, а младшего — в 2 раза.

В 1976 году РБСМЭ МЗ МАССР разместилось в новом двухэтажном здании, которое в строительных  документах значилось как «пристрой к существующему зданию бюро». Активное участие в строительстве пристроя принимали все сотрудники, что в определенной степени ускорило ввод его в действие. С этого момента головное учреждение располагает общей площадью 780 кв.м, что позволило разместить функциональные подразделения. (В 50-е годы бюро размещалось в двух кабинетах общей площадью около 45 кв.м.) Но и это достижение в настоящее время не удовлетворяет потребности службы, так как размещение необходимого оборудования и оснащения значительно сократило производственные площади.

Датой организации Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы в Мордовии следует считать 01 января 1951 года, т.е. с того момента, когда приказом по Минздраву Мордовской АССР был назначен первый Республиканский судебно-медицинский эксперт.

Судебно-медицинскую службу в разные годы возглавляли:
в 1951 – 1962 гг. – Косилов В.Ф.;
в 1962 – 1988 гг. – Ковалеров Н.К.;
в 1988 – 1992 гг. – Трушкин В.П.;
в 1992 – 2014 гг. – Тарасов Н.А.

с 2014 г. – Кудрявцев М. В.