АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
предоставления государственной услуги по проведению судебно-медицинских экспертиз (исследований)
Раздел I. Общие положения
Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению судебно-медицинских экспертиз (исследований) Государственным казённым учреждением здравоохранения Республики Мордовия «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее — Бюро) разработан в целях установления и обеспечения порядка взаимодействия между структурными подразделениями, взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, учреждениями, организациями и гражданами при предоставлении государственной услуги, а также повышения качества предоставления этой услуги.
Организация и порядок производства экспертиз в Бюро осуществляются по административно-территориальному принципу. Бюро в обязательном порядке осуществляет производство экспертиз для органов дознания, органов предварительного следствия и судов (далее — орган или лицо, назначившее экспертизу).
Все необходимые сведения о порядке проведения судебно-медицинской экспертизы можно получить во всех структурных подразделениях Бюро судебно-медицинской экспертизы (организационно-методическом отделе, танатологическом отделении, отделении экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц, судебно-биологическом, судебно-химическом и медико-криминалистическом отделениях, районных и межрайонных отделениях: в Ардатовском районном отделении СМЭ, в Зубово-Полянском районном отделении СМЭ, в Ичалковском межрайонном отделении СМЭ, в Ромодановском районном отделении СМЭ, в Ковылкинском районном отделении СМЭ, в Инсарском межрайонном отделении СМЭ, в Краснослободском межрайонном отделении СМЭ, в Рузаевском районном отделении СМЭ, в Торбеевском межрайонном отделении СМЭ, в Темниковском межрайонном отделении СМЭ, в Чамзинском межрайонном отделении СМЭ, в Ельниковском районном отделении СМЭ.
Сведения о месте нахождения и графике работы структурных подразделений Бюро судебно-медицинской экспертизы можно также узнать в любом районном отделе внутренних дел, суде, прокуратуре, следственном отделе следственного управления по Республике Мордовия, МВД Республики Мордовия и непосредственно в самом Бюро судебно-медицинской экспертизы.
Справочный телефон для получения консультаций по процедуре предоставления государственных услуг в Бюро судебно-медицинской экспертизы: 8 (8342) 77-76-01
Адрес электронной почты Бюро судебно-медицинской экспертизы: E-mail:[email protected].
Раздел II. Стандарт предоставления государственной услуги по проведению судебно-медицинских экспертиз (исследований)
Судебно-медицинская экспертиза состоит из проведения исследования и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области медицины.
Исполнение государственной функции по проведению судебно-медицинской экспертизы на территории Республики Мордовия осуществляется Государственным казённым учреждением здравоохранения Республики Мордовия «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее — Бюро). Бюро имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работ и услуг по проведению судебно-медицинской экспертизы.
Конечный результат государственной услуги, осуществляемой Бюро, заключается в предоставлении заключения судебно-медицинской экспертизы или акта судебно-медицинского исследования.
Срок предоставления государственной услуги по проведению судебно-медицинских экспертиз (исследований) определяется в пределах срока, установленного в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы и не должен превышать один месяц со дня её назначения и предоставления всех объектов исследования.
Предоставление государственной услуги по проведению судебно-медицинской экспертизы (исследования) осуществляется в соответствии с:
§ Статьей 62 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года, ст.6724)
§ Федеральным Законом от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июля 2001 года № 23 ст. 2291);
§ Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060; 2010, № 27, ст. 3410);
§ Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 года № 52 (часть 1) ст. 4921);
§ Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 года № 46 ст. 4532);
§ приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 года №346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 августа 2010 года № 18111);
§ приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 года №194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» » (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2008 года № 12118);
§ приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2005 года №160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 апреля 2005 года №6478).
Судебно-медицинская экспертиза производится только на основании определения суда, постановления судьи, дознавателя или следователя с предоставлением необходимых объектов исследования (живого лица, трупа или его частей, вещественных доказательств, материалов уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях, документов, в т.ч. медицинских).
Запрещается требовать от органа или лица, назначившего экспертизу (исследование), заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Документы, необходимые для предоставления государственной услуги по проведению судебно-медицинских экспертиз (исследований) (постановление (определение) о назначении судебно-медицинской экспертизы органа или лица, назначившего экспертизу) могут быть возвращены без исполнения назначившему экспертизу лицу (органу), а предоставление государственной услуги по проведению судебно-медицинских экспертиз (исследований) приостановлено в случаях, если:
— не предоставлены необходимые объекты исследования и документы (постановление (определение) о назначении экспертизы, живое лицо, труп или его части, вещественные доказательства, материалы уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях, документы, в т.ч. медицинские), либо представленные на исследование материалы недостаточны для дачи заключения;
— в Бюро нет эксперта требуемой специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследования;
— живое лицо, направленное на экспертизу, находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянении.
Финансирование бюро и оплата судебно-медицинских экспертиз, экспертных исследований по уголовным делам производится за счет средств Республиканского бюджета.
Раздел III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.
Основанием для начала административной процедуры предоставления государственной услуги по проведению судебно-медицинских экспертиз (исследований) являются определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя.
Постановление или определение о назначении экспертизы и прилагаемые к ним объекты исследования и материалы, необходимые для проведения экспертизы и выдачи заключения эксперта, принимаются непосредственно руководителем Бюро либо специально назначенным им сотрудником.
Доставка объектов и материалов осуществляется органом или лицом, назначившим экспертизу, в соответствующие структурные подразделения Бюро:
§ в подразделение судебно-медицинской экспертизы трупов (судебно-медицинский морг) — трупы и их части, документы, в том числе медицинские;
§ в подразделение экспертизы живых лиц — живые люди, документы, в том числе медицинские;
§ в подразделение экспертизы вещественных доказательств — вещественные доказательства (в том числе, биологического происхождения), образцы для сравнительного исследования; документы, в том числе медицинские;
§ в отдел сложных (комиссионных) экспертиз — материалы уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях; документы, в том числе медицинские;
§ в иные экспертные подразделения, в которых производятся соответствующие лабораторные и инструментальные экспертные исследования — объекты от трупов и живых людей, образцы для сравнительного исследования; документы, в том числе медицинские.
Сведения о поступивших в Бюро постановлениях и определениях о назначении экспертиз и прилагаемых к ним объектах исследования и материалах в обязательном порядке регистрируются в специальных журналах в течение рабочего дня.
Руководитель Бюро либо заведующий структурным подразделением Бюро изучает постановление или определение о назначении экспертизы, устанавливает вид, характер и объем предстоящей экспертизы и на этом основании определяет:
§ исполнителя (исполнителей), которому поручает производство экспертизы, в том числе эксперта-организатора при производстве комиссионной и комплексной экспертизы;
§ срок производства экспертизы или участия в процессуальном действии (срок производства экспертизы определяется в пределах срока, установленного в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы);
§ порядок привлечения к проведению экспертизы или участию в процессуальном действии экспертов иных экспертных, научных, образовательных и других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении экспертизы;
§ необходимость и порядок обращения к органу или лицу, назначившему экспертизу, с ходатайством о привлечении лиц, не являющихся сотрудниками Бюро.
Поступившие материалы и объекты исследования, иные процессуальные документы руководитель Бюро или заведующий структурным подразделением Бюро передает эксперту в течение рабочего дня, а в случае их поступления в нерабочие дни — в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
При наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, руководитель Бюро или заведующий структурным подразделением Бюро возвращает материалы экспертизы органу или лицу, назначившему экспертизу, без исполнения с указанием в сопроводительном письме причин возврата.
Эксперт, получив материалы и объекты экспертизы, обязан:
§ изучить содержание постановления или определения о назначении экспертизы, состояние упаковки материалов и объектов;
§ установить соответствие представленных объектов перечню, приведенному в постановлении или определении о назначении экспертизы, и оценить их достаточность для решения поставленных вопросов;
§ оценить возможность производства экспертизы в установленный руководителем Бюро срок и доложить ему об этом;
§ принять меры к обеспечению сохранности материалов и объектов экспертизы.
При невозможности выполнения экспертизы в установленный срок руководитель Бюро на основании мотивированного рапорта эксперта, поданного не менее чем за три дня до его истечения, направляет органу или лицу, назначившему экспертизу, письменное уведомление о невозможности выполнения экспертизы в установленный срок.
Несоответствие представленных объектов исследования их перечню в постановлении или определении о назначении экспертизы фиксируют в акте вскрытия упаковки.
На основании данного акта руководитель Бюро или заведующий структурным подразделением Бюро приостанавливает производство экспертизы и письменно информирует орган или лицо, назначившее экспертизу, о факте установленного несоответствия и причинах приостановки дальнейшего производства экспертизы.
После устранения органом или лицом, назначившим экспертизу, причин, препятствующих ее производству, оно может быть возобновлено, при этом срок производства экспертизы продлевается на количество дней, затраченных на устранение выявленных причин.
В случае игнорирования заявленного ходатайства или отказа органа или лица, назначившего экспертизу, в устранении выявленного несоответствия при невозможности его устранения по истечении тридцати суток со дня направления мотивированного письменного сообщения о невозможности производства экспертизы все материалы экспертизы возвращаются без исполнения с указанием причин невозможности ее производства.
В случаях непригодности или недостаточности представленных эксперту объектов и материалов для решения поставленных вопросов эксперт составляет письменное уведомление о невозможности производства экспертизы, которое руководитель Бюро или заведующий структурным подразделением Бюро направляет органу или лицу, назначившему экспертизу.
Производство экспертизы до получения необходимых и достаточных объектов и материалов, а также разрешения органа или лица, назначившего экспертизу, на применение разрушающих объекты методов исследования, приостанавливается. Сроки приостановки проведения экспертизы согласовываются руководителем Бюро или заведующий структурным подразделением Бюро с органом или лицом, назначившим экспертизу.
В случае получения отрицательного ответа или его отсутствия в согласованные сроки, эксперт проводит экспертизу по имеющимся объектам с применением неразрушающих методов исследования или возвращает их в порядке, установленном действующим законодательством, с указанием причин невозможности производства экспертизы.
При отсутствии на рабочем месте эксперта, имеющего в производстве экспертизу, руководитель Бюро или заведующий структурным подразделением Бюро по согласованию с органом или лицом, назначившим экспертизу, продлевает срок ее производства данным экспертом либо поручает производство экспертизы другому исполнителю, если это не противоречит действующему процессуальному законодательству.
Приступив к производству экспертизы, эксперт использует медицинские технологии, разрешенные к применению на территории Российской Федерации, а также другие рекомендованные экспертные методики, и имеющиеся в распоряжении Бюро технические средства для объективного, всестороннего, полного, строго научно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов.
По результатам проведенной экспертизы эксперт составляет заключение эксперта, которое оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр экспертного документа выдается органу или лицу, назначившему экспертизу, второй экземпляр передается в архив Бюро. Передача документов, являющихся результатом судебно-медицинской экспертизы, осуществляется путем выдачи их лицу (органу), представителю лица (органа), назначившего экспертизу по доверенности и предоставлению документов, удостоверяющих личность, и фиксируется в соответствующих регистрационных журналах.
Запрещается оформление каких-либо иных экспертных документов, помимо предусмотренных процессуальным законодательством.
Раздел IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги по проведению судебно-медицинских экспертиз (исследований)
Руководитель Бюро или его заместитель по экспертной работе контролирует соблюдение сроков выполнения экспертизы с учетом даты окончания экспертизы, установленной судом при ее назначении, полноту и качество проведенных исследований, не нарушая принципа независимости эксперта.
Материалы выполненных экспертиз проверяются руководителем экспертного подразделения, руководителем Бюро или специально назначенными им для этого лицами.
Контроль качества экспертиз (исследований) осуществляется:
§ врачами — судебно-медицинскими экспертами и заведующими подразделениями — первый уровень контроля;
§ заместителями начальника Бюро, врачами-судебно-медицинскими экспертами заведующими отделов — второй уровень контроля;
§ экспертная комиссия — третий уровень контроля (состав — заместители начальника, заведующие подразделениями, врачи-судебно-медицинские эксперты и специалисты в соответствии с приказом начальника бюро).
Объем проводимого контроля качества экспертиз (исследований) в течение месяца:
§ Заведующий структурным подразделением обязан провести контроль не менее 100% законченных экспертиз (исследований);
§ врачи-эксперты заведующие отделов Бюро — все случаи, подлежащие обязательному контролю, и не менее 50% законченных экспертиз (исследований);
§ заместитель начальника по экспертной работе — все случаи, подлежащие обязательному контролю, и не менее 10-ти экспертиз (исследований) путём статистического метода «случайной» выборки.
Обязательному контролю подлежат:
по отделу экспертизы трупов:
§ случаи смерти в стационаре, особенно случаи с расхождением диагнозов;
§ случаи материнской и младенческой смерти;
§ случаи насильственной смерти с первичными данными следствия о причинении повреждений посторонней рукой (убийство);
§ смертельная транспортная травма в условиях неочевидности;
§ сложные диагностические случаи;
§ случаи назначения повторных экспертиз;
§ случаи, сопровождающиеся жалобами лиц, направленных для проведения экспертного исследования, их родственников или законных представителей;
§ случаи, сопровождающиеся представлениями правоохранительных органов
по всем структурным подразделениям Бюро:
§ сложные диагностические случаи;
§ случаи назначения повторных экспертиз;
§ случаи, сопровождающиеся жалобами лиц, направленных для проведения экспертного исследования, их родственников или законных представителей;
§ случаи, сопровождающиеся представлениями правоохранительными органами.
В Бюро проводятся плановые и внеплановые проверки полноты и качества исполнения государственной услуги в структурных подразделениях. При проведении плановой проверки могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги (комплексные проверки), или вопросы, связанные с исполнением той или иной административной процедуры (тематические проверки).
Внеплановые проверки проводятся по конкретному обращению (жалобе) граждан и (или) юридических лиц.
Периодичность осуществления плановых проверок устанавливается руководителем Бюро.
По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений прав граждан и (или) юридических лиц виновные лица привлекаются к ответственности в дисциплинарном порядке.
Раздел V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий), осуществляемых (принятых) при предоставлении государственной услуги по проведению судебно-медицинских экспертиз (исследований)
Заинтересованные лица имеют право на письменное досудебное обжалование действий (бездействий) и решений, осуществленных (принятых) должностными лицами Бюро при предоставлении государственной услуги по проведению судебно-медицинских экспертиз (исследований).
Заинтересованные лица могут подавать жалобы, заявления (далее — письменные обращения) в электронной форме через Интернет на адрес электронной почты[email protected]. Решение по таким жалобам также направляется лицу с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
В письменном обращении заинтересованное лицо в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Обращение, поступившее в Бюро в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В обращении заинтересованное лицо в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заинтересованное лицо вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия заинтересованного лица, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заинтересованному лицу, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Письменные обращения не рассматриваются по существу и заинтересованному лицу направляется соответствующее уведомление в следующих случаях:
§ в письменном обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (обращение остается без ответа по существу поставленных в нем вопросов, при этом заинтересованному лицу сообщается о недопустимости злоупотребления правом);
§ если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается заинтересованному лицу, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
§ в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
§ ответ по существу поставленного в письменном обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (заинтересованному лицу сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений).
В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заинтересованное лицо вправе вновь направить обращение.
Основанием для начала досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы (обращения) в Бюро, поступившей лично от заинтересованного лица, направленной в виде почтового отправления или в форме электронного документа.
При рассмотрении обращения заинтересованные лица имеют право:
§ представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
§ знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
§ получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пункте 7 раздела 5 Административного регламента, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
§ обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
§ обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Заинтересованные лица могут обратиться в досудебном (внесудебном порядке) с жалобой:
§ вышестоящему должностному лицу Бюро;
§ Министру здравоохранения Республики Мордовия;
§ Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в Бюро.
В исключительных случаях руководитель Бюро вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив заинтересованное лицо о продлении срока его рассмотрения.
По результатам рассмотрения обращения Бюро:
§ дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
§ уведомляет заинтересованное лицо о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем Бюро, уполномоченным должностным лицом.
Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Жалобы относительно порядка производства судебно-медицинской экспертизы могут быть поданы в Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзора) по Республике Мордовия, которое осуществляет надзор за осуществлением судебно-медицинских экспертиз в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 205 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 27 декабря 2004 года № 52).